Московская региональная научно-практическая конференция «Совершенствование музыкально-образовательного процесса в ДШИ и ДМШ на основе цифровых технологий», 27-29 марта 2015 года. Школа искусств имени М. А. Балакирева |
Методический центр «Компьютерные мультимедийные технологии и электронные музыкальные инструменты», который был создан в Москве в 2015 году, состоит из трёх секций:
- Электронные музыкальные инструменты (ведущий методист И. М. Красильников);
- Цифровые технологии музыкально-теоретических дисциплин (ведущий методист Е. В. Орлова);
- Компьютерная и мультимедийная студии музыки (ведущий методист А. В. Чернышов).
Хочу подчеркнуть, что это не три замкнутые в себе направления, а во многом пересекающиеся и взаимодополняющие сферы методической деятельности в области музыкального образования, связанного с электронными и цифровыми возможностями современности. К примеру, аранжировка и звукорежиссура включены как в первую, так и в третью секции. В то же время аранжировка непосредственно связана с теоретическим предметом второй секции — «инструментовка с использованием электронных инструментов и компьютерных средств». А музыкальная информатика предполагает знакомство обучающегося как с электронными музыкальными инструментами, так и с мультимедийными цифровыми средствами.
Тем не менее, каждая секция имеет свои прерогативы. Так, в секции № 3 большой акцент будет сделан на студийный тип работы современного музыканта: на студийное творчество (в первую очередь, это создание фонограмм и музыкальных видео), на прикладной тип музыки (медиамузыка, музыкальные ремиксы и саунд-треки, музыкальные мультимедиа), и, соответственно, на расширение выразительных средств музыкального продукта (звуковая среда в широком смысле слова, микрофонные и экранные средства, интегрированные в музыку цифровые тексты, графика, фотографии, аудио и видео, а также интерактивные средства).
В первую очередь, секция направлена на музыкальное образование в области медийных и мультимедийных технологий и творчества. Основными учебными программами секции выступают «Компьютерная студия музыки: аранжировка и звукорежиссура», «Саунд-дизайн и диджеинг», «Медиамузыка» и «Мультимедийная студия музыки». Дополнительными разрабатываемыми предметами могут стать основы музыкальной медиажурналистики и музыкальной медиарежиссуры. Не секрет, что для музыкального образования Москвы и России в целом данное направление является новым и требует тщательной разработки основных тематических планов учебных программ, методических пособий, репертуарных списков, подготовки профильных специалистов-преподавателей, переквалификации педагогического состава музыкантов и их аттестации.
Отличительной чертой современного мира является максимально возможное распространение информации на цифровых носителях и в Интернете (электронной базе данных). В качестве материала творчества используются аудиальные, визуальные и видео-произведения многих авторов, изготовителей фонограмм, исполнителей, режиссёров и т. д. Феномены заимствования, рерайтинга, ремикса, монтажа, диджеинга, виджеинга и вещания (трансляции) накладывают особый отпечаток на этические и психологические нормы творчества, в том числе музыкального. Это, несомненно, требует дополнительного «правового» модуля и в образовательном процессе, формируемом данной секцией.
Кроме того, мультимедийная направленность мышления современного художника требует воспитания особого, синтетического мышления обучающихся, состоящего не только из традиционно замкнутых аспектов музыки и литературных текстов, но из художественного взаимофункционирования звука вообще, статического изображения, видеоряда, цветосветовой драматургии, — то есть любых вариантов соединения художественных текстов и их выразительных средств. Такая комплексная система выразительных средств — важнейшая тенденция нового времени как в музыкальном творчестве и индустрии, так и в науке и образовании. Поэтому секция «Компьютерная и мультимедийная студии музыки» имеет явные перспективы для расширения на федеральном и даже мировом уровне. К слову, в 2015 году в Москве состоялся Финал I-го Международного открытого конкурса авторского музыкального видео «Медиамузыка», где председателем жюри согласился быть легендарный итальянский кинокомпозитор Эннио Морриконе. Также в Москве проводится конкурс «Музыкальная Электроника и МультиМедиа» (в составе его жюри присутствуют выдающиеся музыканты: к примеру, в 2013 году я привлёк к участию в жюри конкурса известного американского музыканта-электронщика Мортона Суботника). Кроме того, на многих конкурсах и фестивалях синтезаторного творчества музыканты прибегают к созданию сопровождающего исполнение видеоряда, что подвигает жюри добавлять дополнительные номинации для участников. Конкурсная деятельность является важнейшей частью стимулирования методических и образовательных разработок и экспериментов.
Секция «Компьютерная и мультимедийная студии музыки» может быть направлена на общеразвивающее образование, а также имеет явный потенциал для участия в формировании предпрофессионального и профессионального образования по специализациям «компьютерный аранжировщик», «звукорежиссёр медиа», «саунд-дизайнер», «ди-джей», «медиакомпозитор», «музыкальный медиажурналист», «музыкальный медиарежиссёр».
Библиографическая ссылка:
Автор текста: Александр Чернышов