Доступ? Разрешён! | Access? Allowed!

Режим вынужденной изоляции в связи с пандемией коронавируса резко усилил значимость всемирной паутины. Каждый, оставшийся наедине с Интернетом, ищет в сети свой контент: кто-то развлекается, кто-то самообразовывается, а кто-то культурно развивается. Чтобы помочь человечеству пережить это страшное время, многие интернет-порталы (начиная со «взрослых» и заканчивая крупнейшими культурными проектами) открывают временный доступ к платным файлам, давая возможность бесплатно приобщиться к своим «богатствам» самой широкой аудитории. Редакция ЭНЖ «Медиамузыка» уже писала о прямых трансляциях онлайн, первые из которых осуществили немцы (см., например, здесь).

И вот ещё одна хорошая новость, снова пришедшая из Германии. Теперь Берлинская филармония открыла свою обширную коллекцию видеозаписей концертов. В Цифровом концертном зале филармонии по адресу www.digitalconcerthall.com каждый желающий может получить код доступа к поистине великолепному контенту, записанному в разные годы силами самой филармонии. Искать видео на сайте можно как по имени композитора, так и по имени дирижёра, и выбор огромен (есть даже документальные фильмы). Но не только поэтому просмотр не сможет никого оставить равнодушным, — снова и снова приходится отмечать высочайший уровень профессионализма телевизионной творческой группы, которая занимается съёмками и онлайн-трансляциями концертов.

Музыкальный видеоматериал не просто хорошо сделан, он — идеален с точки зрения медиамузыкальных законов жанра: безупречная работа камер (зачастую автоматизированных), полностью оправданные планы и ракурсы, замечательная работа звукорежиссёра, прекрасный монтаж «на лету», сделанный музыкальным телережиссёром. При просмотре ничто не отвлекает зрителей от восприятия музыки, создаётся ощущение, что трансляция совершенно естественна и достаточно проста.

Однако это, конечно, далеко не так. Вся эта «гладкость» достигается очень непросто, зависит от слаженной работы большого количества асов своего дела. Предлагаем посмотреть на то, что обычно никто не может видеть — на обстановку в аппаратной, на творческий процесс. Обратите внимание на «теледирижёра» — режиссёра, отслеживающего нотную партитуру, жестикуляцию дирижёра и дающего команды на переключение камер (полностью отсутствующую фигуру, например, в откровенно слабых трансляциях Московской филармонии или Московской консерватории). Вот как создаётся настоящее подкаст-телевидение.

Конечно, не каждое видеособытие так же успешно с музыкальной стороны. Как и в любом концерте, здесь практически всё зависит от дирижёра, от его умения слушать и слышать, от степени его погружённости в музыкальный текст. С оркестром Берлинской филармонии работали выдающиеся музыканты, многим из которых выпадала честь стать главным дирижёром: Герберт фон Караян, Клаудио Аббадо, Саймон Рэттл. Тем страннее видеть продолжателем на этом посту Кирилла Петренко, чей дирижёрский «талант» вызывает массу вопросов у самих немцев (вспоминается нашумевший скандал на NDR).

В качестве доказательства можно привести хотя бы его бесцветную интерпретацию музыки Гершвина (к тому же с ужасающим вокалом Дианы Дамрау). Но будем считать это неудачным опытом, на котором не стоит задерживать своё внимание, тем более, что после регистрации на сайте Цифрового концертного зала Берлинской филармонии вам будут доступны настоящие шедевры от настоящих дирижёров. И это — роскошный подарок всем меломанам в эти непростые дни.

Библиографическая ссылка:

Автор текста: Максим Бысько

Лицензия Creative Commons

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.